Форум » Русская музыка » Борис Базуров [experience] » Ответить

Борис Базуров [experience]

Серпей: Патриарх российского фолка Борис Базуров возвращается на сцену Патриарх российской фолк-сцены, основатель российского этно-симфо-рока и фьюжн Борис Базуров возвращается на сцену. 31 января он даст семинар по корневой этнике и современной импровизации, а 1 февраля даст концерт с демонстрацией изобретенного им гибридного инструмента «гуслетар». Борис Базуров – отечественный композитор, дирижер, певец и мульти-инструменталист, один из отцов-основателей русской реконструкции и фольклорного движения, стоявший еще в конце 70-х годов прошлого века у истоков российского этно-симфо-рока и фьюжн. Подлинным началом эры русского этнического"фьюжн" следует считать концерты ансамбля Покровского и "Арсенал" Алексея Козлова в Киеве и в Москве (ДК "Москворечье") в 1979-80 гг.. Это зафиксировано во многих энциклопедиях, (в том числе, "Советский джаз", изд."Советский композитор", 1987 г.) Алексеем Баташевым, Аркадием Петровым и Леонидом Переверзевым. Более того, вместе с фанком и русской этникой на этих концертах был представлен сплав тувинской, татарской, корейской традиций в истинно джаз-роковом мировом мэйн-стриме. Собственно, отечественный "world music" первого поколения. Борис Базуров был солистом ансамбля Покровского и исполнителем-инициатором свободной импровизации совместно с "Арсеналом" индийской раги Пуриакалиан. Эта этно-фьюжн программа была включена в официальную культурную программу Олимпиады-80 в Москве. И неоднократно была показана. Важной вехой стал выход фильма Никиты Михалкова "Родня", где в финале фильма звучит "Растворите вы мне темную темницу" хутора Яменского в исполнении "Бумеранга" Э.Артемьева, Дм.Покровского, Тамары Смысловой и Бориса Базурова, запевающего песню со второго куплета по просьбе Никиты Сергеевича по соображениям цензуры. Это был первый пример казачьего этно-рока. Переломным оказался и 1987 год. Покровский едет в Америку и пишет знаменитый smooth-world-jazz винил с Полом Уинтером в Москве на "Мелодии", вышедший в синхронно в Штатах и Союзе в начале следующего года. В конце 87-го Борис Базуров оставляет свой прежний ансамбль "Русичи" и организует этно-рок группу "Народная опера", уже к марту 88 года записавшую три композиции для советского ТВ (в частности, в телешоу Аллы Пугачевой). И летом 88-го в неполном составе также посетившую Калифорнию. "Масленка" и "У нас было с Дона до Донца" были тут же опубликованы на гибком "синем" сингле журнала "Народное творчество", который закрывал этот архаичный записывающий формат в СССР. Через полгода уже был готов к выпуску на "Мелодии" и виниловый лонг-плей "Народной оперы" с фрагментами этно-рок оперы "Казак Разин Степан" и "world music" сюитой "Русалии" с элементами джазовой антифонной алеаторики, фанка и фолк-рока. Виниловый лонг-плей "Народной оперы" с фрагментами этно-рок оперы "Казак Разин Степан" и "world music" сюитой "Русалии" с элементами джазовой антифонной алеаторики, фанка и фолк-рока Это была впервые зазвучавшая музыка отнюдь не от арифметического слияния двух или нескольких коллективов, владеющих разными исполнительскими традициями (как в случае ансамблей Покровского и Уинтера, позже - "Карагода" и "Baba Yaga"), а сыгранные и записанные полноценные оригинальные треки музыкантов, одинаково владеющих джаз-роком и древнерусскими вокальными и инструментальными импровизационными стилями. Потом были фестивали "Джаз Архангельск" по приглашению Владимира Резицкого, "Джаз и фольклор в Абакане" с Алексеем Баташевым, где Борис Базуров получил приглашение занять место в трио Михаила Альперина и чтобы смягчить отказ, посоветовал туда еще неизвестного джазовому миру сотрудника кабинета народного творчества Московской консерватории Сергея Старостина. Впереди еще была премьера зимой 90-го "Разина" в клубе "Дукат" и выход оперы на двух CD "BSA records". И Канны с саундтреком на "BMG" "Курочки Рябы" А.Кончаловского с индо-европейскими миксами этнического хора села Безводное и "Народной оперы", и многое-многое другое.. Борис Базуров занимался с Пелагеей, когда мама юной девочки спросила позаниматься с юным дарованием во времена 850-летия Москвы.. Приходила и солистка «Мельницы» Хелависа на пару репетиций «Рюрика» в начале 2000-х. Ученик Базурова Роман Ломов – уже восемь лет как солист «Ивана Купалы»… Руководитель нескольких фольклорных ансамблей, автор многочисленных работ в кино и театре, этно-рок опер, мюзиклов, виниловых альбомов и CD, оригинальных обучающих методик по этно-вокалу, игре на традиционных средневековых и ультра-современных электронных музыкальных инструментах, Базуров возвращается к активной концертной практике со своими новейшими идеями модернизации и развития русской композиторско-исполнительской школы. Разработанная Базуровым система сольного десятипальцевого тэппинга на американском чепмен стике не имеет аналогов. Прогрессивные свободные “one-man-band” импровизации на стыке этно, джаза и современной академической музыки уже признаны калифорнийскими производителями и ведущими мировыми музыкантами жанра. На стыке древнерусских реконструированных традиций и десятипальцевого оригинального тэппинга им создан концепт нового гибридного инструмента «гуслетар» (в американской терминологии «psalty-stick»). 31 января в 15 часов пройдет семинар Бориса Базурова "Соло на графите. Архаика и Hi-Tech. Мульти-инструментализм в корневой этнике и современной импровизации" в клубе "Олимпиада 80". 1 февраля в 21 час состоится концерт Бориса Базурова "Stick&гусли = 10х10. Hi-Tech и архаика" в клубе "Швайн". http://www.newsmusic.ru/news_4_18332.htm 25-01-2010, 14:18 | NEWSmusic.ru

Ответов - 1

Серпей: Борис Базуров [experience] - «Пугачевщина» 2015. CD, ArtBeat Music Жанр: world, прогрессив, экспериментальная Борис Базуров давным-давно имеет право на любые эксперименты. Когда-то он солировал в ансамбле народной музыки п/у Д.Покровского, с тех пор написал много музыки для театра и кино, стал самым известным российским стикистом (стик — длинный и широкий гриф электрогитары с 8-12 струнами, позволяющий играть тэппингом сразу несколько партий одновременно), а затем изобрел собственный инструмент гуслетар, гибрид стика и русских гуслей. Где-то в 2000 году Базуров обратился к недописанной Модестом Мусоргским опере «Лейб-Кампанцы». В архивах сохранились только нотные наброски двенадцати тем народных песен, которые Мусоргский собирался использовать в опере по мотивам пушкинской «Капитанской дочки». Лейб-кампанцы — это гренадерская рота лейб-гвардии Преображенского полка, которая разгромила пугачевский бунт. Другое название этой драмы - «Пугачевщина». Именно под таким названием вышла симфоническая увертюра Базурова, однако нигде тогда не прозвучала. А теперь «Пугачевщина» из симфонической увертюры превратилась в этно-прогрессив, и стала опорной композицией нового альбома Базурова и Ко. Неожиданное преображение, если не вспоминать о том, насколько Мусоргский органично перерабатывается самыми разными музыкантами, от Emerson, Lake&Palmer до Tangerine Dream, от Майкла Джексона до «Сектора газа», а последней удачной реинкарнацией стала джазовая пьеса Алекса Ростоцкого. Борис Базуров [experience] умудрился соединить вполне привычные приемы прог-рока с симфонической феерией — тут звучат оригинальные колоколы из архивов, электронная скрипка Георгия Осмоловского, электронные струнные пады, африканская перкуссия Михаила Соколова, используются вокодеры, и торжественно-надрывно звучит голос самого Базурова. Увертюра «Пугачевщина» явно встанет наравне с лучшими обработками Мусоргского, это великолепная работа. Что касается остальных девяти треков, то они производят не столь однозначное впечатление. Русские народные песни «Не по морю» и «Торопанишка», в отличие от «Пугачевщины», оказались почти лишенными аутентичной мелодики, а их эпическая суть обесценилась из-за не до конца ясной дикции — слова зачастую просто не разобрать. Музыканты-то шикарные, они много чего накрутили вокруг, очень интересно улавливать то потрескивания перкуссии, то тяжелую поступь гуслетара а-ля King Crimson... Но народные песни все равно жалко. Большая же часть треков — авторские композиции Бориса Базурова. Они выдержаны в чистом этно-прогрессиве, буквально эталонном. World-специфика и необычный инструментальный состав дают им порой удивительные привкусы. «Стояло солнышко», например, только во вступлении использует несколько тем, а вокальная партия стартует с дополнительной «ступеньки». Рваный ритм и почти джазовые импровизации этого альбома перекликаются порой с нынешней Инной Желанной, но куда более жизнерадостней. Ошибки, впрочем, тоже схожи — народные или псевдо-народные вокальные мелодии существуют сами по себе, а остальные музыканты играют сами по себе. Это великий грех для композиции, скажет любой педагог или композитор. Мелодия требует развития, и это знают даже бабушки в деревнях, поющие аутентично. В свое время прогрессив потерял много слушателей из-за нежелания или неумения музыкантов работать с мелодией и композицией. Потому есть подозрение, что и этот альбом не всякий дослушает до конца. И все же мы имеем прекрасный образец современного этно-прогрессива высочайшего класса. Пусть авторские треки проигрывают безупречно выстроенной композиционно «Пугачевщине» (это заслуга не Мусоргского, а именно Базурова!). Но Мусоргскому проигрывать не зазорно. Битва интереснее результата. «Пугачевщина» как альбом состоялась, и будет интересна широкому кругу ценителей прог-рока, world-music и джаза. http://newsmuz.com/news/2015/boris-bazurov-experience-pugachevshchina-33854



полная версия страницы